Профессиональная дрессировка собак в Петербурге, выезд кинолога в Санкт-Петербурге и области, консультации зоопсихолога
Дрессировка собак в Петербурге
kinolog@dressirovka.spb.ru | +7 (921) 921 0 911

Новое в моем блоге

VkontakteTwitterYoutubeFacebookLivejournal
Не тяните время, если с собакой есть проблемы- обратитесь к специалисту
Кинолог Александр Смирнов
Обратитесь к кинологу Александру Смирнову за консультацией по коррекции поведения.
Телефон в Петербурге, WhatsApp, Viber +7 (921) 921-0-911, e-mail kinolog@dressirovka.spb.ru
Узнайте больше о консультациях и коррекции поведения    Группа А. Смирнова по дрессировке ВКонтакте

Собака- как ребенок

© 2020 Александр Смирнов. Дрессировка собак, консультации кинолога, помощь зоопсихолога. Телефон или WhatsApp +7 (921) 921-0-911, e-mail kinolog@dressirovka.spb.ru. Подписывайтесь на мой канал в ЯндексДзен, смотрите картинки в Инстаграм и читайте новости в твиттере @kinologsmirnov.

Собака- как ребенок Дрессировка, Консультации кинолога и зоопсихологаВ поведении родителей по отношению к своим детям и по отношению к домашним животным достаточно много общего. Это позволяет утверждать, что наше отношение к четвероногим друзьям в своей основе напоминает отношение родителей к детям. Однако не вызывает сомнений, что это- модифицированное отношение, решительно отличающееся от обычных отношений между родителями и детьми.

Во-первых, изменяется сила мотивации. Если большинство родителей отдадут все свое имущество или даже свою жизнь ради спасения жизни своего ребенка, лишь немногие владельцы домашних животных сделают это ради своих питомцев. Если приходится выбирать между коврами или собакой, которая явно не способна научиться чистоплотности или подвержена приступам агрессии, то даже самые любящие хозяева часто принимают решение не в пользу собаки. Такое "эгоистичное" отношение к собственному ребенку, разумеется, невозможно себе представить. Это объясняется сильно выраженным инстинктивным стремлением защитить своего ребенка любой ценой. Очевидно, что в силу значительных различий во внешности и поведении домашние животные не так сильно вызывают реакцию родительского поведения, как родные дети.

Кроме того, существуют явные причины биологического и физиологического характера, обусловливающие различия в специфике обращения с домашними животными и детьми. Собакам требуется не такая пища, как детям, и режим их кормления также отличается. Собак не укладывают в постель и не укрывают одеялом. Хотя люди разговаривают с собаками, купают, обнимают и берут с собой в путешествие, отношение человека к животным на самом деле отличается от отношения к детям в качественном (например, большинству людей неприятно целовать собаку) и количественном отношении. Но и эти различия не являются чем-то неожиданным. Утверждение, что люди относятся к своим собакам в какой-то степени как к своим детям, безусловно, не подразумевает, что они не замечают различия или что это различие не оказывает значительного влияния на их поведение. Тем не менее, с точки зрения биологических предпосылок будет правильным утверждать, что такого рода отношения между человеком и животными являются скорее видоизмененным родительским поведением.

Наиболее интересные различия в отношении людей к детям и собакам наблюдаются в области воспитания. В общем функциональном отношении процесс обучения детей очень напоминает процесс обучения собак. Взрослые наблюдают за поведением собаки и ребенка, сравнивают его с определенной моделью или идеализированным представлением, а затем при помощи самых различных методов обучения (тренировки) делают все для изменения поведения таким образом, чтобы оно приблизилось к этой идеальной модели.

Само собой разумеется, что уровень представлений о желательном поведении ребенка и собаки сильно различается. Никто не будет пытаться требовать от собаки, чтобы она вела себя, как ребенок. То, к чему мы стремимся — это изменение поведения собаки в случае, если в этом возникает необходимость из-за различий между нашими представлениями об идеальном (например, хорошая собака слушается голосовых команд хозяина) и действительном поведении (например, собака подходит к хозяину только тогда, когда сама этого хочет). Другими словами, от представления человека о нормальном поведении собаки или нормальном поведении ребенка зависит выбор методов обучения (тренировки).

Принципиальные различия в целях обучения существуют в таких областях, как язык, культурные обычаи или использование технических средств обучения, которому необходимо обучать детей, но есть и некоторые более очевидные параллели. И ребенка и собаку примерно одинаковым образом учат, как правильно переходить улицу. Их учат сразу реагировать, когда их зовут, и подчиняться родителям (владельцу). За неправильное поведение их ругают, а за хорошее — хвалят или просто не наказывают.

В некоторых случаях для ускорения процесса обучения детям показывают жестами или символами, а собаке — движением и манипуляциями, какого поведения от них ожидают. Возможность использования языка символов для обучения детей, очевидно, играет большую роль в тех случаях, когда необходимо научить их сложным формам поведения, например, пользованию инструментами. Таким образом, до детей можно в простой форме довести информацию о том, какого поведения от них ожидают, и какие недостатки необходимо устранить. Это, в свою очередь, вызывает непосредственное изменение внутренних процессов, управляющих поведением ребенка, что позволяет исправить недостатки в поведении, не прибегая к пошаговому (поэтапному) методу, используемому при обучении животных. Инструктор может научить животное необходимому поведению только косвенным образом — посредством наказания и поощрения или "физических манипуляций". Поэтому для того, чтобы научить собаку выполнять простую команду "сидеть", может потребоваться довольно много усилий. В то же время ребенок в возрасте около 3 лет благодаря своим познавательным способностям может намного быстрее научиться выполнять такой "фокус".

Поскольку собаке нельзя объяснить словами, как она должна реагировать на команду "сидеть", интересно наблюдать за тем, как разочарованный хозяин пытается научить ее выполнять эту команду жестами, мягким давлением на спину или лакомством. Хотя владелец собаки точно знает, что та не понимает значения слов, часто можно наблюдать тенденцию к вербальному общению, которое является важным компонентом поведения родителей при воспитании детей. "Давай же! Поставь передние лапы немножко вперед. Так. Хорошо. А теперь еще..." В этой ситуации, как и в других подобных ей, когда люди разговаривают со своими собаками, проявляется социальное поведение, свойственное отношениям между людьми.

© 2008-2011 Henry R. Askew